Черный Пес и Белый Кот: слово со сцены (журнал Дождь №2 2002)
Общеизвестно, что раньше и трава была слаще, и сахар зеленее... Нет, кажется, наоборот. Неважно. Раньше было лучше. Однозначно. Раньше белый кот черной собакой был. И жил в "Строителе", а не в "Нефтянике". Потом сменил место жительства, цвет, биологический вид и хозяина, образно выражаясь. И потерял значительную часть своих старых "обитате-лей". Потому что еще и суть изменилась, характер. Стыдно признать, но я очень сомневалась, что рокеры тюменских команд будут настолько откровенны и прямолинейны. Потому что разговоры "за спиной" ("Ах, как все плохо и запущенно!") "Белого кота" - это совсем другое дело. Это не официальное заявление через прессу. Это обычно сплетнями называют. А все-таки приятно, что в "кофейне" не только по углам, за бутылочкой пива сплетничают. Проблема, в общем-то, достаточно серьезная. Потому что контин-гент постоянной тусовки изменился явно не в лучшую сторону. А уж звук "Белого кота" - буквально притча во языцех.
А если все так плохо, то оно нам надо? Что есть "Белый кот", и нужен ли он Тюмени вообще? И как культурные деятели (а музыкантов вполне можно так определить) оценивают уровень местной молодежной культуры?
Фатин Данил, ех-"Город"
Я в "Белом Коте" давно не был, с "Зелени". На "Зелени" было здорово, но помещение абсолютно не предназначено для таких мероприятий. Трудно быть звукооператором в таком помещении, звук просто "не идет". А все остальное вполне устраивает. Охрана нормальная, никто не грубит, палки в колеса не ставит.
Нужен ли Тюмени "Белый Кот"? Конечно, нужен. Может, только изменить кое-что .
Например, на той же "Зелени", не знаю, кто подбирал жюри, но он было необъективно. Техника - это одно, а "Белый Кот" - это, все-таки настроение, эмоции. А сейчас все без души. В Тюмени много молодых групп, им нужно расти. "Белый Кот" должен быть вроде стартовой площадки для начинаю-щих. Он будто в зародыше - должен быть, но его нет. На уровне Тюмени "Белый Кот" тормозит, им должны управ-лять такие люди, как Ник Рок-Н-Ролл когда- то. Сейчас нет такого человека, кто бы столько делал и учил. А Ник всегда был объективен.
Молодежная культура в Тюмени не на самом высоком уровне, сейчас вообще идет на спад. Она... не помню, кто сказал, но здорово: "Многоверие убивает веру". Вот сейчас у нас именно это многоверие. Люди разбиваются на тече-ния, группировки по музыке, забывая при этом, что музыка - это высшая субстанция, она выше всего этого. Молодежь конфликтует, культура теряется. По собственному младше-му брату вижу - не понимают этого, поверхностно у них все. Глубины в них нет, а депо-то ведь совсем не в музыкальных направлениях. Я и попсу могу слушать, если стебно сделано, с хорошим настроением, и музыка веселая.
Люди постарше сбегают от себя, хотят быть не простыми, а как можно более сложными, следовательно - экстрим. Они в него даже как-то бессознательно уходят. Обидно, что теперь даже в "Белом Коте" все делятся и цапаются.
Еще не понимаю отношение аудитории к группе на сцене. Например, ситуация на "ТюКах", когда все "Короля и Шута" ждали. Ну нельзя же так! Перед вами люди для вас играют - какая разница, кто? И команды то неплохие. Никакого патриотизма нет в Тюмени, гордости за свой город.
Антонов Антон, "I Scream"
Я думаю, что "Белый Кот" был хорошим клубом, но в данный момент это просто рассадник нацизма. Им управляют не те люди, кто этим может заниматься, поэтому все хуже, чем раньше. Раньше выступле-ние в "Белом Коте" - все равно, что гастроли в Нью-Йорке, это было круто. Этого нужно было добиваться, заслужить. Теперь же на сцену "Белого кота" лезут все, кому не пень. Мне кажется, Марина Щепина органически не способна этим заниматься. Еще и скинхэды там.
Мне кажется, я уже не в том возрасте, чтобы говорить о молодежной культуре.
Многие люди используют силу и энергию молодежи в своих целях. Например, те же скины - умелое управление даже не юношеским, а детским максимализмом. Ну, нужно ребятам кого-то ненавидеть, раньше "гопы" и "неформалы" были [Как сказал один мой знакомый: "Это чтобы морду бить не просто так, а из идейных соображений" - прим. автора). А ненависти на расовой основе раньше в Тюмени не было. "Белый кот" всех объединял. И только года два назад выяснилось, что у меня какая-то "не такая" нацио-нальность... Хорошо, что создаются новые группы, развивается электронная музыка, "экстрим".
Власти у нас забыли о молодежи. Кто-то что-то делает - им все равно. Отсюда - хаос, наркомания и все остальные проблемы.
Шкель Дмитрий, "Rolling Rock"
Рок-клуб Тюмени нужен, но не такой, как "Белый кот". Нужна организация, а не то, что сейчас этим словом называется. Например, отстройка назначена на пять вечера, а начинает-ся в семь. И пусть будут те группы, которые заявлены в афише, а не еще две-три "в довесок". Очеьь многое зависит от организатора, а Марина не имеет ни музыкального образования, ни психологического, и просто не умеет "разруливать" конфликты. Она ведь сама их постоянно провоцирует.
Вот "Black Dog" - это было совсем по-другому, не то, что сейчас. Там и зал был хороший, и директор.
Молодежная культура? Какая нужна, такая и есть. Но все в зачатке каком-то. Нет отдушины - места, куда бы можно было пойти, культурно отдохнуть, развлечься. Нечто вроде рок-клуба, только цели нет
Нельзя говорить о культуре, не проводя фестивалей, концертов не в четырех стенах, а на площадях, под открытым небом. Те, что были отличались плохой организацией.
Володин Иван, "Молот ведьм"
"Белый кот" на данный момент - это клуб низкого уровня, но у чего есть перспективы и возможности развития. К организации нужно подходить более серьезно. Сейчас это не выходит за рамки хобби, энтузиазма. А время энтузиазма прошло. Нужен спонсор, хорошее финансирование. Потому что звук и свет в "Белом коте"… А будь хорошее финансирование и оплата специалистов: не справляешься - иди, другого найдем.
О культуре. Дело в том, что ввиду всеобщей американизации и прочей фигни мы теряем свои корни, забываем о них. Ну что все Америка? Европа намного интереснее того, что сейчас пытается создать Америка.
В Тюмени еще не все запущено. Нужны только заинтересован-ные люди. И чтобы музыка была делом жизни, ставила своей целью помощь людям, а не зарабатывание денег. Молодежная культура у нас в упадке… Слоеный пирог: еще одно не отжило - уже другое прижилось. С одной стороны, это хорошо - гамма стилей, каждому свое.
Потому что в Европе, Америке металл, например, рэп - это уже не модно, отошло. Там теперь на пике популярности альтернатива. А у нас все есть. Целина непаханая. А главное, все-таки - вера.
Шнейдер Евгений, "Колесо"
В "Строителе", конечно, больше нравилось все, свет, звук, и организация в том числе. Команды были интереснее и намного профессиональнее работали на сцене. А "Белый кот" в "Нефтянике" - это место скорее для того, чтобы пообщаться, а не музыку слушать. Не особо интересно.
Ник для рок-клуба очень много делал. Марина, конечно молодец, старается. Но, все-таки, не то. Молодежная культура... Сейчас ведь все делятся на панков, скинхэдов и тому подобное. Я ни к кому из таких группировок не отношусь. Я просто музыкант.
Мария Панова, "Ненужные вещи"
"Белый кот", как мне кажется, места мерзкое. Там вечно пьяные дети валяются, никакие просто. Звук, зал - ужасно. Если делать рок-клуб, то более серьезно, ответственно, продуманно... А так - несерьезно. Нужен ли он Тюмени вообще? Не знаю, я все это как-то по-другому представляю.
Молодежная культура не может не быть. Она разнообразна. Большая, широкая, разная. Достаточно развитая.
Смирнов Павел, "Квадрат"
В "Строителе" было несомненно лучше, не то, что сейчас. Мнение, конечно, субъективно: конфликт с "Белым котом" (а, точнее, с Мариной Щепиной) не у меня одного, а у всего "Квадрата". С Ником было, конечно, лучше. "Белый кот" Тюмени, естественно, нужен, даже если мы там и не будем играть (а мы не будем), все равно. Плохо, что, кроме "Белого кота" ничего нет, расти некуда. Залы-то есть - нет организации. И в "Белом коте" все это на уровне самодеятельности. Есть музыканты, которые из него выросли и по возрасту, и по умению, а больше Тюмень ничего предложить не может. А самим организовываться... Музыканту нельзя одновременно заниматься и музыкой, и бизнесом.
Я не берусь оценивать молодежную культуру вообще, даже на уровне Тюмени. С точки зрения музыки: есть проблема, что к музыке у нас относятся как к чему-то детскому, самодеятельному. Если музыкант не уехал в Москву, остался в Тюмени - он ничего не стоит. Да при чем тут Москва?
И, наконец, тот при ком хорошо было. Комментарий Ника Рок-н-Ролла.
Что значит, "раньше лучше было"?! Да не было никакого "раньше": это просто люди сейчас уже не те. Да, "Овация" во времена "Строителя" могла себе позволить то, чего сейчас, по финансовым причинам, уже не может. Дело тут не во мне - тогда просто условия были, сейчас их не то чтобы нет...
Основная задача "Белого кота" - проводить фестивали, на мой взгляд, это важно. Клуб есть. Ему быть. И не клуб нужно как-то менять, а людей, которые туда приходят. Каждый человек формирует себя сам, в нем постоянно происходит борьба: навоз или произведение искусства. Ну, уйдет Марина - а дальше-то что?
Я лично буду вести переговоры с Пашей Смирновым - пусть заменит. Как сказал Майк Науменко, опошлить можно все. А "Белый кот" - это сказка для начинающих.
И помладше, и постарше - все говорят примерно одно и то же. Ностальгия по дням минувшим, параллели "Строитель" - "Нефтяник", Ник - Марина. И грустно, и гнусно...
И даже бессмысленно говорить: "Приди и сделай лучше". Те, кто в самом деле может прийти и сделать лучше, от какой-либо критики (особенно, личной и адресной) воздерживаются. Но невозможно оставить эти мнения без внимания: люди не один год на сцене, и знают, о чем говорят.
(С) Оксана Жарко (?)